Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRESSURE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Предисловие к романам (своим)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
2. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 21кб.
3. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 1. Размер: 122кб.
4. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
5. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 73кб.
6. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XVIII. Ссылка. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
7. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 92кб.
8. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
9. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Предисловие к романам (своим)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: меня скорее можно упрекнуть в излишнем постоянстве и как бы прямолинейности направления. Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет: «the body and pressure of time» * [190] , и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений. Насколько это мне удалось — не мне судить: но смею думать, что читатели не усомнятся теперь в искренности и однородности моих стремлений. Позволю себе прибавить несколько кратких замечаний о каждом из этих шести романов — замечаний, не лишенных, быть может, некоторого интереса. «Рудин», написанный мною в деревне, в самый разгар Крымской кампании, имел успех чисто литературный не столько в самой редакции «Современника», где он был помещен, сколько вне ее. Помнится, покойный Некрасов, выслушав мое чтение, сказал мне:...
2. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: собранию его романов характеризуют отличительную особенность его как романиста. Этот жанр обращен у него к «русским людям культурного слоя», к дворянской и разночинной интеллигенции второй трети прошлого столетия. Она является постоянным героем больших произведений Тургенева, ее жизнью он неослабно интересуется. В этом отношении романист опирался на Пушкина и Лермонтова в гораздо большей степени, чем на Гоголя. Последний изображал по преимуществу «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога...» Знаменитые слова седьмой главы «Мертвых душ» ярко характеризуют типы гоголевского творчества, но они никак не могут быть применены к любимым героям Тургенева. Вслед за Пушкиным, творцом образов Онегина, Ленского и Татьяны, вслед за Лермонтовым, создавшим Печорина, Тургенев-романист воссоздает в своих романах жизнь прогрессивной русской интеллигенции. Писатели, вышедшие из недр русской «натуральной школы» сороковых годов, со всей настойчивостью изображали прогрессивные явления русской жизни, ее положительные образы. «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»?» — спрашивал в «Мертвых душах» Гоголь. Герцен и Островский, Некрасов и Достоевский, Щедрин и Гончаров стремились — каждый по-своему — произнести это «всемогущее...
3. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 1. Размер: 122кб.
Часть текста: еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью. Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»). Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права — 60-х гг. — идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» — шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей. Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор. Сразу после своего появления тургеневский герой стал предметом страстного обсуждения, борьбы мнений. 1 Разнородность интерпретаций и оценок, данных ему в критике и в читательских отзывах, усилила многомерность, «объемность», живую противоречивость этого образа в восприятии современников. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение ее в литературе — с другой. Тургенев первый оценил значение и другого...
4. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
Часть текста: писатель-реалист И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист Творчество Тургенева сыграло громадную роль в духовном развитии русского общества, в истории русской литературы, обогатило отечественную и мировую культуру. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли Тургенева. «Непримиримым врагом цепей, верным другом народа» называв автора «Записок охотника» Некрасов. Расцвет таланта Тургенева был связан с подъемом демократического движения. Лучшие произведения созданы им в годы близости с Белинским, с Герценом, с кругом «Современника». «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение наряду с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова», — писал Салтыков-Щедрин в некрологе о Тургеневе 1* . По отзыву деятелей революционного народничества, «Тургенев служил русской революции сердечным смыслом своих произведений» 2* . Высоко ценил и любил Тургенева...
5. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Часть текста: у него лежит в основании всего» 1* . Тем самым Тургенев упрощал эстетическое учение Чернышевского. Но ведущие идеи Чернышевского, как теоретика искусства, лежали в основе критического реализма и, следовательно, творческой практики Тургенева. Многие из них органически входили в сознание последнего. Подобно критикам из революционно-демократического лагеря, источник искусства Тургенев видел в реальной жизни, постоянно подчеркивал, что содержанием искусства является объективный мир, существующий независимо от сознания человека. На всех этапах своей духовной эволюции Тургенев строго материалистически решал основной вопрос эстетики об отношениях искусства к действительности. Жизнь вообще— «вечный источник всякого искусства» 2* . Но признавая искусство формой отражения действительности, Тургенев никогда не отождествлял их. Он знал, что «воспетые радости, воспетые слезы трогают их (людей. — Г. К.) более, чем действительные радости и слезы» 3* . Творчество подлинного художника он называл «сосредоточенным отражением» жизни, т. е. отражением жизни в ее существенных, типических проявлениях* В речи о Пушкине он писал, что «всякое искусство есть возведение жизни в идеал: стоящие на почве...
6. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XVIII. Ссылка. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: такого впечатления, как смерть Гоголя». И затем в письме к Полине Виардо: «Случилось великое горе. В Москве умер Гоголь… Вам трудно представить себе всю огромность этой потери, столь горестной, столь всеобъемлющей. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в этот миг. Для нас он был не только писателем: он нам открыл нас самих. Для нас он был в известном смысле продолжателем Петра Великого… Надо быть русским, чтобы это почувствовать…» Его неприятно удивило, что все как-то вскользь и холодно говорили о смерти Гоголя. Он демонстративно надел траур и, нанося визиты знакомым, резко осуждал равнодушие светской черни. Желая раскрыть общественный смысл этой утраты, Тургенев написал статью и отдал ее в редакцию «Петербургских ведомостей». Он признавался друзьям, что плакал навзрыд, когда писал этот некролог. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить… Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!» Но николаевские жандармы и сам Николай I по-иному смотрели на автора «Мертвых душ». Статья Тургенева была запрещена цензурным комитетом; там сочли недопустимым самый тон ее и особенно наименование Гоголя великим. Встретившись на улице с издателем, Тургенев спросил его, что бы это значило. — Видите, какая погода, — отвечал тот иносказательно, — и думать нечего… — Да ведь статья самая невинная. — Невинная ли, нет ли, дело не в том; вообще имя Гоголя не велено упоминать… Тогда...
7. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Часть текста: Творческий путь Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист 1 Творчество Тургенева сыграло громадную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русской литературы, обогатило отечественную и мировую культуру. "Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова" 1* ,- писал Салтыков-Щедрин в связи со смертью Тургенева. В творчестве Тургенева нашла свое художественное отражение целая историческая эпоха в жизни России на переломе от феодально-крепоетвического к капиталистическому строю. Определяя главную особенность своего полувекового творческого пути, сам писатель говорил: "В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы... то, что Шекспир называет: the body and pressure of time (самый образ и давление времени)" (XI, 403). В значительной мере Тургеневу удалось выполнить эту большую задачу. Историческое значение его творчества и состоит прежде всего в том, что он, как подлинно великий писатель-реалист, показал жизнь русского общества своего времени сверху донизу. Как автор "Записок охотника", Тургенев явился одним из первых в русской литературе художников народного быта. Он продолжил дело Гоголя, критически освещая крепостнические нравы, неприглядный облик господствующего помещичьего класса. Вместе с тем в русской литературе не было другого писателя, который бы шаг за шагом и с такой художественной яркостью изобразил бы общественное и умственное движение своего времени. Тургенев в своих произведениях оставил живую летопись русского освободительного движения прошлого столетия, начиная со студенческих кружков Московского университета 30-х годов и до "хождения в народ" в 1873-1874...
8. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
Часть текста: параллелями 1 . Пушкинское творчество сыграло исключительную роль в развитии русской литературы. В. Г. Белинский со всей определенностью сказал, что "писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей" 2 . Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский восторженно относились к Пушкину как к своему учителю. Гончаров проницательно заметил: "Пушкин - отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов - отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках..." 3 . Тема "Пушкинские традиции в творчестве Тургенева" может составить содержание специального курса и целой книги. Не претендуя на всестороннее раскрытие темы, автор ограничивается вопросом: какое значение для Тургенева имели идейно- эстетические открытия Пушкина в понимании и изображении структуры личности героя-персонажа, сложного взаимодействия в нем социально-типического и общечеловеческого, как об этом говорилось в "Ведении"? В этом смысле и прослеживаются традиции Пушкина и их творческое развитие в раннем творчестве на материале поэмы "Параша" и в романном творчестве Тургенева. Глава завершается выяснением вершинных моментов в истории читательских отношений к Пушкину в тургеневской интерпретации....
9. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: русские форсировали Дунай и осадили крепость Силистрию. Тогда же Турция потерпела поражение в Закавказье. А на море, у Синопа, адмирал П. С. Нахимов разгромил в ноябре ее флот. Многие народы, порабощенные Турцией, связывали тогда свои надежды с победами России, в которой видели "свою единственную опору, свою освободительницу" 1 . Еще весной 1853 года, когда только ожидалось начало военных действий, оживилась национально-освободительная борьба, которую вели против турецкого ига болгары, сербы, греки и румыны. Однако с марта 1854 года, когда к Турции присоединились Англия и Франция (позднее Сардиния) и соотношение сил резко изменилось, события на фронтах развивались уже не столь благоприятно для России. Из-за угроз Австрии русские войска прекратили осаду Силистрии и ушли из Молдавии и Валахии, которые тотчас заняли австрийцы. Многим русским прибрежным городам пришлось тогда отбивать нападения блокировавших их англо-французских эскадр. С самого начала военных действий Тургенев с огромным вниманием следил за их развитием, тяжело переживал известия о неудачах русской армии, особенно о ее потерях. И именно потому, что в столице легче было следить за ходом сражений, Тургенев не покинул ее летом 1804 года. Он писал: "Я намерен прожить лето в окрестностях Петергофа - не хочется, в такое время, удаляться от места действий" (П., II, 220 - 221). А военные действия вот-вот могли начаться и вблизи Петербурга - корабли английского флота расположились в Финском заливе. Возникла непосредственная угроза столице Российской империи. В один из летних дней Тургенев вместе с Некрасовым и Панаевым совершил поездку на Красную горку, чтобы увидеть вблизи прибывшие в Россию корабли вражеского флота. То было время наибольшей близости Тургенева с Некрасовым и Папаевым, со всеми сотрудниками журнала "Современник". Их отношения тогда были настолько...